Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Облицовка натуральным камнем

Наверное, нет более солидного и долговечного отделочного материала, чем природный камень. История его использования в строительстве и отделке насчитывает многие тысячелетия. Камнем отделаны многие известные здания, как в России, так и во всем мире. Некоторые из них построили двести, триста, а то и больше лет назад. Однако у нас он не всегда применялся столь широко. Еще в ХХ веке упор делался на количество, а не на качество. А уж эстетическим вопросами тем более мало кто задавался. Сегодня ситуация изменилась: оригинальность и красота строений интересуют зодчих если не в первую очередь, то уж точно не в последнюю. Отсюда и существенно возросший интерес к облицовочным материалам, в том числе и к натуральным.

Натуральные облицовочные материалы

Существует великое множество природных камней, используемых в отделке, – от гальки до полудрагоценных и даже драгоценных. Однако поскольку рассмотреть все в рамках статьи не представляется возможным, мы затронем лишь те, которые наиболее популярны сегодня, а именно гранит, мрамор, плитняковые породы травертин и сланец.

Положительные стороны натурального продукта неоспоримы: он сохраняет свои свойства в течение многих десятилетий, экологичен по определению, природная красота гармонично смотрится и во внешней и во внутренней отделке. Безусловно, имитация тоже обладает высокими параметрами, и ощутимо дешевле, но, как говорят подлинные ценители, «настоящее – оно и есть настоящее».

Гранит

Этот строительный и отделочный материал заслуженно считают самым прочным и долговечным. Он – самая распространенная и востребованная порода. Его успешно используют как в городской застройке, так и в частном секторе, позволяет монтировать покрытие практически на любой поверхности.

Если вы хотите, чтобы отделка вашего дома была не только красивой, но и очень долговечной, гранит – то, что вам нужно. Ему просто нет равных: там, где любая другая порода уже начнет разрушаться, данный камень останется неизменным. Считается, что первые признаки старения у него появляются только через 500 лет, в то время, как другие минералы начинают «сдавать» на несколько веков раньше. Именно поэтому его довольно часто применяют для отделки монументальных сооружений: фасадов зданий, постаментов памятников, набережных и т.д. Известным примером успешного использования гранита является, конечно же, Санкт-Петербург. Уникальные свойства этого минерала делают его просто незаменимым и в строительстве, и в облицовке.

Гранит имеет вулканическое происхождение, что и обуславливает его немалую крепость. Если есть необходимость, его можно полировать, но и без полировки выглядит достаточно колоритно. Чаще всего им отделывают цоколи, стены, из него выкладывают мостовые. Широкая цветовая гамма позволяет подбирать нужные оттенки и сочетания, комбинировать с другими материалами. Однажды обработанный, он долго сохраняет свой внешний вид и практически не требует дополнительного ухода.

Цены на гранитные плиты находятся в пределах 2-5 тыс. руб. за кв. м. Первоначальные вложения будут немалыми, но стены, отделанные таким камнем, вряд ли потребуют ремонта в ближайшие пару столетий.


Мрамор

Выбор этого варианта облицовки принесет зданию некоторую торжественность, официальность. Именно по этой причине используют в отделке солидных коммерческих учреждений и государственных организаций. Так что, если вы решили придать пусть и небольшому, но отдельно стоящему дому элемент харизматичности, нужно обратить внимание именно на мрамор.

По распространенности он конкурирует с гранитом, но менее прочен, поэтому чаще применяем для внутренней облицовки. Однако разница в прочности при обычных нагрузках практически не заметна и покрытие внешних стен не сулит проблем: мрамор хорошо переносит перепады температуры, влажность, механические воздействия, легко полируется до зеркального блеска, приобретая более яркую, чем у гранита и насыщенную окраску. Обычно за счет вкраплений примесей, его расцветка пестра.

Благодаря своему неповторимому рисунку и широкой гамме оттенков, от чисто белого или молочного с вкраплениями, до насыщенно красного, коричневого или даже черного, позволяющих использовать данный камень в самых разных сочетаниях, дома, отделанные мрамором не только всегда выделяются своей красотой и оригинальностью но и, при этом, не требуют какого-либо особого ухода: на мрамор не садится пыль, он хорошо защищает стены от агрессивной внешней среды.

Стоит рассматриваемый материал также недешево: от 2,5 до 4,5 тыс. руб. за кв. м, но также как и гранит его монтируют один раз и надолго. Здание, отделанное мрамором, будет выглядеть неизменным в течение многих десятилетий.

Плитняк

Этот отделочный материал приобрел популярность в нашей стране совсем недавно, но уже сегодня можно увидеть на улицах прекрасные его образцы. Плитняк, благодаря своей декоративности, используют как в облагораживании фасадов, так и при отделке внутренних помещений. Кроме того, им мостят дорожки, отделывают заборы, из него сооружают альпийские горки,– всего не перечислишь… Он – поистине универсальный камень, зарекомендовавший себя с лучшей стороны.

Под плитняком обычно понимают несколько разновидностей пород (известняк, песчаник и т.д.) спрессованных в виде пластин толщиной от 10 до 30 мм. Оттенки варьируются от ровного серого, до сочетания нескольких цветов.

Размеры плит тоже могут разниться. Если при облицовке требуется уложить их вертикально, то выбирают обычно большие пластины, а если слоями (горизонтально), то используют мелочь. Для отделки используют разные виды: «корочки», планки, «ломти», пластины. Корочки – представляют собой срезы верхних и нижних слоев пласта, имеют характерный рисунок и расцветку. Планки – отпиленные продольно узкие и довольно длинные пластины. Ломти – плиты с характерным рисунком и ровной поверхностью, отпиленные поперек.

Это материал стоит дешевле, чем мрамор или гранит. Цены на необработанный (осколочный) камень начинаются от 5-7 тыс. руб. и до 9,5-10 тыс. за куб. м (12-15 кв.м.), на обработанный (напиленный, шлифованный) от 0, 3 до 1,1 тыс. руб. за кв. м.


Травертин

Это карбонатная осадочная порода, промежуточная форма между известняком и мрамором. Благодаря своим свойствам травертин отлично подходит для облицовочных работ. Он легок, что позволяет выбирать любой способ монтажа, порист, сравнительно мягок и легко обрабатывается. При полировке поры забиваются и поверхность становится гладкой и блестящей, похожей на мрамор. Особой красотой обладает матовый шлифованный травертин: камень выглядит теплым, уютным, особенно в сочетании с мягкими пастельными тонами.

Используют его в строительстве очень давно, но его распространение было ограничено теми регионами, где находились месторождения. Самые крупные из них расположены в Италии и Иране. Добывают также в Армении и на Камчатке, но в меньших объемах. Для России травертин относительно новый камень, но достаточно часто можно увидеть его в облицовке фасадов и внутренней отделке.

Спутать травертин с другим материалом достаточно сложно. Порода действительно необычная, как по цвету, так и по фактуре. Формируется он, как и сталактиты, в результате отложений известняка, но в других условиях. Благодаря этому имеет пористую структуру, причем поры постепенно заполняются известковыми отложениями и камень набирает плотность и твердость. Травертин легче мрамора и гранита, но более подвержен истиранию, а значит лучше всего подходит для облицовки стен. Самым ярким примером красоты и долговечности этого камня является Колизей.

Цвет может быть самый разный: от чисто белого до насыщенного коричневого, все зависит от примесей. Они же являются причиной появления в породе характерных вкраплений и уникального рисунка. Но необходимо учитывать, что оттенок после его добычи из недр земли, меняется, становится более насыщенным, темным. Пористость зависит от возраста камня. Чем он старше, тем плотнее. Выбирая его, обращайте внимание не только на тон, но и нужное вам количество и размеры пор. Закупать материал лучше единовременно, из одной партии, тогда в дальнейшем не возникнет проблем с подбором подходящей фактуры.

Выпускается в виде плитки стандартных размеров (300х300, 300х600, 457х457 и т.д.), хотя производители могут нарезать материал так, как нужно заказчику. Толщина обычно составляет от 10 до 20 мм. Стоимость зависит от размеров, качества обработки, уникальности цвета и рисунка и колеблется от 1,2 до 3,5 тыс. руб. за кв. м.


Сланец

Это красивый и практичный камень, достаточно широко используемый в отделке. Его особенность в том, что он имеет слоистую структуру и может расщепляться на пластины различной толщины и цвета. Известен строителям с давних времен, скорее всего не меньше, чем гранит или мрамор. Активно используют его и в современной архитектуре. Этот дар природы считается одним из самых дорогих и престижных облицовочных материалов. Сланец — «теплый» камень, такой эффект создается в первую очередь благодаря его оттенкам и фактуре поверхности. Применяется как во внешней, так и во внутренней облицовке стен. Отлично сочетается с деревом, металлом и прочиви вариантами отделки, подходит для любых экстерьеров и интерьеров.

Благодаря прочности, его можно не только наклеивать на стены традиционным способом, но использовать в вентилируемых фасадах. Обработка несложна и не требует особых затрат: при необходимости он легко шлифуется и режется. Но чаще его оставляют в первозданном виде: необработанный сланец зачастую выглядит намного богаче и интересней обработанного. Для наклейки чаще всего используют колотый камень, а для вентилируемых фасадов его нарезают промышленным способом, обычно прямо на месте добычи. Стоимость этого материала составляет в среднем от 600 до 1200 рублей за кв. метр, хотя некоторые виды сланца ценятся значительно дороже.


Монтажные работы

Технология монтажа облицовки из натурального камня имеет свои особенности, ведь при работе с тяжелыми породами требуется серьезная подготовка, как самого материала, так и поверхности.

При отделке зданий мрамором и гранитом необходимо учитывать их вес. Нужно быть уверенным в том, что конструкция не обрушится, – необходимо убедиться в достаточной крепости стен для того, чтобы выдержать конструкцию. В некоторых случаях их дополнительно усиливают с помощью металлических полос, которыми охватывают строение по периметру. Это особенно актуально для хрущевских построек и домов из шлакоблока. Поэтому, прежде чем приступать к монтажу крепежных конструкций, необходимо проверить стены на стойкость к дополнительной нагрузке. Иногда лучше не рисковать, ведь средства вкладываются немаленькие, да и массивная конструкция из камня может попросту разрушить здание.

Существуют две основных технологии: наклейка непосредственно на стены и навесная (вентилируемая) облицовка. Если монтаж осуществляется первым способом, то поверхность стены предварительно тщательно очищают, выравнивают (при наличии серьезных повреждений) и грунтуют. На кирпичных и бетонных стенах иногда рубят насечки для лучшей фиксации. Важно, чтобы не было никаких выступов и неровностей, впоследствии эти «мелочи» будут весьма заметны, ведь готовая поверхность должна быть практически идеально ровной.

Наклейку плит обычно делают сверху вниз. Соблюдение этого правила необходимо для более качественной подгонки плит при оформлении фасадов. Обрезанные внизу плиты маскируются отмосткой или плинтусами.

Техника работы такова: на стену наносят клеевую массу толщиной около 4-5 мм. Затем слой разравнивают зубчатым шпателем. Камни также покрывают клеем и шпателем делают борозды глубиной 4-5 мм. Плиту плотно прижимают к стене, делая при этом небольшие поворотные движения до выдавливания раствора. Укладка осуществляется под расшивку или вплотную, в зависимости от рисунка. Выравнивают ряды до фиксации клея, а для того, чтобы швы были ровными натягивают шнур, по которому и ориентируются. Несколько проще работа с плитняком: он наклеивается вплотную.

В работе используют специальные фасадные клеи, предназначенные для тяжелых облицовочных материалов. Можно назвать несколько: Сonsolit 660 (10-15 руб./кг), ГЛИМС Strong (15-18 руб./кг), FassadenKleber KLAR (15-20 руб./кг), но есть и другие, выбор довольно большой. Расход примерно одинаков и в среднем составляет 7-8 кг на кв. м, то есть квадратный метр обходится в 100-160 рублей.

Значительно сложнее работать с полированным мрамором и гранитом. Здесь нужна филигранная точность и чистота. Лучше такую работу доверить профессионалам.

Для более прочной фиксации плиты крепят с помощью дюбелей. Для этого в них и в стенах высверливают по четыре отверстия и затем с помощью специальных шурупов производят фиксацию. Отверстия замазывают мастикой под цвет покрытия. Такой способ хоть и допускает наличие видимых отверстий, но более надежен и при необходимости позволяет аккуратно произвести демонтаж.


Вентилируем фасад

Данная технология наиболее популярна сегодня как в России, так и за рубежом. Ее преимущества очевидны: конструкция довольно проста и скрывает все неровности здания, работы осуществляются всухую, без использования строительных смесей, что позволяет производить работы в любое время года, но самое главное то, что между стеной и покрытием создается воздушная прослойка, которую обычно заполняют утеплителем, а это в нашем климате весьма существенный плюс. При необходимости покрытие легко обслуживается и демонтируется, поэтому, если здание облицовано дорогим натуральным камнем, можно просто разобрать конструкцию, провести необходимые работы и собрать ее снова. Ни одна плита при этом не пострадает. Кроме того, после демонтажа камень может быть использован при облицовке другого здания.

Рассмотрим основные принципы сборки навесной конструкции. Чаще всего используется два типа крепежа: видимый и скрытый. Суть работы одинакова: сооружается каркас из алюминиевого или металлического профиля со специальными пазами и креплениями, к которым затем монтируют облицовку. К стене их крепят дюбелями или анкерными болтами, размеры которых зависят от тяжести используемого материала и крепости несущей стены. Шаг между крепежными рейками должен соответствовать размерам плит, а фиксирующие элементы обычно располагают ближе к углам.

При использовании видимого крепления отделочные элементы не требуют специальной подготовки. К каркасу их фиксируют с помощью специальных клипсов или скоб, установленных в специальные пазы в вертикально установленном профиле. Видимые части крепежа окрашивают в цвет покрытия.

Монтаж скрытой удерживающей системы сложнее, так как необходимо высверливать глухие отверстия в плитах (некоторые фирмы поставляют с уже высверленными отверстиями). Кроме того, необходимо учитывать и то, что их толщина должна быть достаточной для того, чтобы выдерживать на четырех точках собственный вес.

Металлическую конструкцию, несущую облицовку, располагают горизонтально, но кронштейны и основной профиль при этом приделывают вертикально, образуя, таким образом, решетку, обеспечивающую конструкции дополнительную жесткость. Сами плиты фиксируют с помощью анкеров (якорей), вставляемых в глухие отверстия по углам тыльных сторон.

Затраты на элементы несущей конструкции составят от 250-300 руб./кв. м. Услуги профессионалов обойдутся в среднем в 1950-3000 руб./кв. м. Таким образом, общие затраты на обустройство вентилируемого фасада будут колебаться минимум в пределах 1.2- 1.4. тыс. руб. за кв. м. плюс стоимость самой облицовки. Мрамор стоит от 2,5 до 4,5 тыс. руб./кв.м. А отделка этим камнем одноэтажного дома 10х12 будет стоить от 650 тыс. руб. При использовании других материалов общие затраты окажутся иными, но монтаж и крепежные конструкции будут стоить практически так же.

Все цены и расчеты приблизительные и в каждом конкретном случае могут существенно отличаться от указанных.


Полезные советы:

Швы между плитами желательно промазать прозрачным силиконом, он защитит их от загрязнения, проникновения влаги и холодного воздуха.

Начинать укладку необходимо целыми плитами с внешних углов и сверху (если позволяет вес материала). Подгонку и обрезку лучше делать на внутренних углах (там, где стена имеет выступы или стыкуется с перпендикулярными ей стенами) и внизу.

Натуральный камень требует ухода. Существуют специальные восковые мастики, моющие средства, очистители и, пропитки. Чистое и защищенное покрытие сохранит свой первоначальный вид не один десяток лет.


Облицовка натуральным камнем

Наверное, нет более солидного и долговечного отделочного материала, чем природный камень. История его использования в строительстве и отделке насчитывает многие тысячелетия. Камнем отделаны многие известные здания, как в России, так и во всем мире. Некоторые из них построили двести, триста, а то и больше лет назад. Однако у нас он не всегда применялся столь широко. Еще в ХХ веке упор делался на количество, а не на качество. А уж эстетическим вопросами тем более мало кто задавался. Сегодня ситуация изменилась: оригинальность и красота строений интересуют зодчих если не в первую очередь, то уж точно не в последнюю. Отсюда и существенно возросший интерес к облицовочным материалам, в том числе и к натуральным.


В современном строительстве успешно используют как природные породы, так и их имитацию из бетона или даже пластика. Каждый тип отделочного покрытия имеет свои преимущества, да и недостатки тоже присутствуют. В одном из предыдущих номеров мы уже рассказывали об особенностях искусственного камня, теперь же поговорим о материалах естественного происхождения.

Натуральные облицовочные материалы

Существует великое множество природных камней, используемых в отделке, – от гальки до полудрагоценных и даже драгоценных. Однако поскольку рассмотреть все в рамках статьи не представляется возможным, мы затронем лишь те, которые наиболее популярны сегодня, а именно гранит, мрамор, плитняковые породы травертин и сланец.

Положительные стороны натурального продукта неоспоримы: он сохраняет свои свойства в течение многих десятилетий, экологичен по определению, природная красота гармонично смотрится и во внешней и во внутренней отделке. Безусловно, имитация тоже обладает высокими параметрами, и ощутимо дешевле, но, как говорят подлинные ценители, «настоящее – оно и есть настоящее».

Гранит

Этот строительный и отделочный материал заслуженно считают самым прочным и долговечным. Он – самая распространенная и востребованная порода. Его успешно используют как в городской застройке, так и в частном секторе, позволяет монтировать покрытие практически на любой поверхности.

Если вы хотите, чтобы отделка вашего дома была не только красивой, но и очень долговечной, гранит – то, что вам нужно. Ему просто нет равных: там, где любая другая порода уже начнет разрушаться, данный камень останется неизменным. Считается, что первые признаки старения у него появляются только через 500 лет, в то время, как другие минералы начинают «сдавать» на несколько веков раньше. Именно поэтому его довольно часто применяют для отделки монументальных сооружений: фасадов зданий, постаментов памятников, набережных и т.д. Известным примером успешного использования гранита является, конечно же, Санкт-Петербург. Уникальные свойства этого минерала делают его просто незаменимым и в строительстве, и в облицовке.

Гранит имеет вулканическое происхождение, что и обуславливает его немалую крепость. Если есть необходимость, его можно полировать, но и без полировки выглядит достаточно колоритно. Чаще всего им отделывают цоколи, стены, из него выкладывают мостовые. Широкая цветовая гамма позволяет подбирать нужные оттенки и сочетания, комбинировать с другими материалами. Однажды обработанный, он долго сохраняет свой внешний вид и практически не требует дополнительного ухода.

Цены на гранитные плиты находятся в пределах 2-5 тыс. руб. за кв. м. Первоначальные вложения будут немалыми, но стены, отделанные таким камнем, вряд ли потребуют ремонта в ближайшие пару столетий.


Мрамор

Выбор этого варианта облицовки принесет зданию некоторую торжественность, официальность. Именно по этой причине используют в отделке солидных коммерческих учреждений и государственных организаций. Так что, если вы решили придать пусть и небольшому, но отдельно стоящему дому элемент харизматичности, нужно обратить внимание именно на мрамор.

По распространенности он конкурирует с гранитом, но менее прочен, поэтому чаще применяем для внутренней облицовки. Однако разница в прочности при обычных нагрузках практически не заметна и покрытие внешних стен не сулит проблем: мрамор хорошо переносит перепады температуры, влажность, механические воздействия, легко полируется до зеркального блеска, приобретая более яркую, чем у гранита и насыщенную окраску. Обычно за счет вкраплений примесей, его расцветка пестра.

Благодаря своему неповторимому рисунку и широкой гамме оттенков, от чисто белого или молочного с вкраплениями, до насыщенно красного, коричневого или даже черного, позволяющих использовать данный камень в самых разных сочетаниях, дома, отделанные мрамором не только всегда выделяются своей красотой и оригинальностью но и, при этом, не требуют какого-либо особого ухода: на мрамор не садится пыль, он хорошо защищает стены от агрессивной внешней среды.

Стоит рассматриваемый материал также недешево: от 2,5 до 4,5 тыс. руб. за кв. м, но также как и гранит его монтируют один раз и надолго. Здание, отделанное мрамором, будет выглядеть неизменным в течение многих десятилетий.

Плитняк

Этот отделочный материал приобрел популярность в нашей стране совсем недавно, но уже сегодня можно увидеть на улицах прекрасные его образцы. Плитняк, благодаря своей декоративности, используют как в облагораживании фасадов, так и при отделке внутренних помещений. Кроме того, им мостят дорожки, отделывают заборы, из него сооружают альпийские горки,– всего не перечислишь… Он – поистине универсальный камень, зарекомендовавший себя с лучшей стороны.

Под плитняком обычно понимают несколько разновидностей пород (известняк, песчаник и т.д.) спрессованных в виде пластин толщиной от 10 до 30 мм. Оттенки варьируются от ровного серого, до сочетания нескольких цветов.

Размеры плит тоже могут разниться. Если при облицовке требуется уложить их вертикально, то выбирают обычно большие пластины, а если слоями (горизонтально), то используют мелочь. Для отделки используют разные виды: «корочки», планки, «ломти», пластины. Корочки – представляют собой срезы верхних и нижних слоев пласта, имеют характерный рисунок и расцветку. Планки – отпиленные продольно узкие и довольно длинные пластины. Ломти – плиты с характерным рисунком и ровной поверхностью, отпиленные поперек.

Это материал стоит дешевле, чем мрамор или гранит. Цены на необработанный (осколочный) камень начинаются от 5-7 тыс. руб. и до 9,5-10 тыс. за куб. м (12-15 кв.м.), на обработанный (напиленный, шлифованный) от 0, 3 до 1,1 тыс. руб. за кв. м.


Травертин

Это карбонатная осадочная порода, промежуточная форма между известняком и мрамором. Благодаря своим свойствам травертин отлично подходит для облицовочных работ. Он легок, что позволяет выбирать любой способ монтажа, порист, сравнительно мягок и легко обрабатывается. При полировке поры забиваются и поверхность становится гладкой и блестящей, похожей на мрамор. Особой красотой обладает матовый шлифованный травертин: камень выглядит теплым, уютным, особенно в сочетании с мягкими пастельными тонами.

Используют его в строительстве очень давно, но его распространение было ограничено теми регионами, где находились месторождения. Самые крупные из них расположены в Италии и Иране. Добывают также в Армении и на Камчатке, но в меньших объемах. Для России травертин относительно новый камень, но достаточно часто можно увидеть его в облицовке фасадов и внутренней отделке.

Спутать травертин с другим материалом достаточно сложно. Порода действительно необычная, как по цвету, так и по фактуре. Формируется он, как и сталактиты, в результате отложений известняка, но в других условиях. Благодаря этому имеет пористую структуру, причем поры постепенно заполняются известковыми отложениями и камень набирает плотность и твердость. Травертин легче мрамора и гранита, но более подвержен истиранию, а значит лучше всего подходит для облицовки стен. Самым ярким примером красоты и долговечности этого камня является Колизей.

Цвет может быть самый разный: от чисто белого до насыщенного коричневого, все зависит от примесей. Они же являются причиной появления в породе характерных вкраплений и уникального рисунка. Но необходимо учитывать, что оттенок после его добычи из недр земли, меняется, становится более насыщенным, темным. Пористость зависит от возраста камня. Чем он старше, тем плотнее. Выбирая его, обращайте внимание не только на тон, но и нужное вам количество и размеры пор. Закупать материал лучше единовременно, из одной партии, тогда в дальнейшем не возникнет проблем с подбором подходящей фактуры.

Выпускается в виде плитки стандартных размеров (300х300, 300х600, 457х457 и т.д.), хотя производители могут нарезать материал так, как нужно заказчику. Толщина обычно составляет от 10 до 20 мм. Стоимость зависит от размеров, качества обработки, уникальности цвета и рисунка и колеблется от 1,2 до 3,5 тыс. руб. за кв. м.


Сланец

Это красивый и практичный камень, достаточно широко используемый в отделке. Его особенность в том, что он имеет слоистую структуру и может расщепляться на пластины различной толщины и цвета. Известен строителям с давних времен, скорее всего не меньше, чем гранит или мрамор. Активно используют его и в современной архитектуре. Этот дар природы считается одним из самых дорогих и престижных облицовочных материалов. Сланец — «теплый» камень, такой эффект создается в первую очередь благодаря его оттенкам и фактуре поверхности. Применяется как во внешней, так и во внутренней облицовке стен. Отлично сочетается с деревом, металлом и прочиви вариантами отделки, подходит для любых экстерьеров и интерьеров.

Благодаря прочности, его можно не только наклеивать на стены традиционным способом, но использовать в вентилируемых фасадах. Обработка несложна и не требует особых затрат: при необходимости он легко шлифуется и режется. Но чаще его оставляют в первозданном виде: необработанный сланец зачастую выглядит намного богаче и интересней обработанного. Для наклейки чаще всего используют колотый камень, а для вентилируемых фасадов его нарезают промышленным способом, обычно прямо на месте добычи. Стоимость этого материала составляет в среднем от 600 до 1200 рублей за кв. метр, хотя некоторые виды сланца ценятся значительно дороже.


Монтажные работы

Технология монтажа облицовки из натурального камня имеет свои особенности, ведь при работе с тяжелыми породами требуется серьезная подготовка, как самого материала, так и поверхности.

При отделке зданий мрамором и гранитом необходимо учитывать их вес. Нужно быть уверенным в том, что конструкция не обрушится, – необходимо убедиться в достаточной крепости стен для того, чтобы выдержать конструкцию. В некоторых случаях их дополнительно усиливают с помощью металлических полос, которыми охватывают строение по периметру. Это особенно актуально для хрущевских построек и домов из шлакоблока. Поэтому, прежде чем приступать к монтажу крепежных конструкций, необходимо проверить стены на стойкость к дополнительной нагрузке. Иногда лучше не рисковать, ведь средства вкладываются немаленькие, да и массивная конструкция из камня может попросту разрушить здание.

Существуют две основных технологии: наклейка непосредственно на стены и навесная (вентилируемая) облицовка. Если монтаж осуществляется первым способом, то поверхность стены предварительно тщательно очищают, выравнивают (при наличии серьезных повреждений) и грунтуют. На кирпичных и бетонных стенах иногда рубят насечки для лучшей фиксации. Важно, чтобы не было никаких выступов и неровностей, впоследствии эти «мелочи» будут весьма заметны, ведь готовая поверхность должна быть практически идеально ровной.

Наклейку плит обычно делают сверху вниз. Соблюдение этого правила необходимо для более качественной подгонки плит при оформлении фасадов. Обрезанные внизу плиты маскируются отмосткой или плинтусами.

Техника работы такова: на стену наносят клеевую массу толщиной около 4-5 мм. Затем слой разравнивают зубчатым шпателем. Камни также покрывают клеем и шпателем делают борозды глубиной 4-5 мм. Плиту плотно прижимают к стене, делая при этом небольшие поворотные движения до выдавливания раствора. Укладка осуществляется под расшивку или вплотную, в зависимости от рисунка. Выравнивают ряды до фиксации клея, а для того, чтобы швы были ровными натягивают шнур, по которому и ориентируются. Несколько проще работа с плитняком: он наклеивается вплотную.

В работе используют специальные фасадные клеи, предназначенные для тяжелых облицовочных материалов. Можно назвать несколько: Сonsolit 660 (10-15 руб./кг), ГЛИМС Strong (15-18 руб./кг), FassadenKleber KLAR (15-20 руб./кг), но есть и другие, выбор довольно большой. Расход примерно одинаков и в среднем составляет 7-8 кг на кв. м, то есть квадратный метр обходится в 100-160 рублей.

Значительно сложнее работать с полированным мрамором и гранитом. Здесь нужна филигранная точность и чистота. Лучше такую работу доверить профессионалам.

Для более прочной фиксации плиты крепят с помощью дюбелей. Для этого в них и в стенах высверливают по четыре отверстия и затем с помощью специальных шурупов производят фиксацию. Отверстия замазывают мастикой под цвет покрытия. Такой способ хоть и допускает наличие видимых отверстий, но более надежен и при необходимости позволяет аккуратно произвести демонтаж.


Вентилируем фасад

Данная технология наиболее популярна сегодня как в России, так и за рубежом. Ее преимущества очевидны: конструкция довольно проста и скрывает все неровности здания, работы осуществляются всухую, без использования строительных смесей, что позволяет производить работы в любое время года, но самое главное то, что между стеной и покрытием создается воздушная прослойка, которую обычно заполняют утеплителем, а это в нашем климате весьма существенный плюс. При необходимости покрытие легко обслуживается и демонтируется, поэтому, если здание облицовано дорогим натуральным камнем, можно просто разобрать конструкцию, провести необходимые работы и собрать ее снова. Ни одна плита при этом не пострадает. Кроме того, после демонтажа камень может быть использован при облицовке другого здания.

Рассмотрим основные принципы сборки навесной конструкции. Чаще всего используется два типа крепежа: видимый и скрытый. Суть работы одинакова: сооружается каркас из алюминиевого или металлического профиля со специальными пазами и креплениями, к которым затем монтируют облицовку. К стене их крепят дюбелями или анкерными болтами, размеры которых зависят от тяжести используемого материала и крепости несущей стены. Шаг между крепежными рейками должен соответствовать размерам плит, а фиксирующие элементы обычно располагают ближе к углам.

При использовании видимого крепления отделочные элементы не требуют специальной подготовки. К каркасу их фиксируют с помощью специальных клипсов или скоб, установленных в специальные пазы в вертикально установленном профиле. Видимые части крепежа окрашивают в цвет покрытия.

Монтаж скрытой удерживающей системы сложнее, так как необходимо высверливать глухие отверстия в плитах (некоторые фирмы поставляют с уже высверленными отверстиями). Кроме того, необходимо учитывать и то, что их толщина должна быть достаточной для того, чтобы выдерживать на четырех точках собственный вес.

Металлическую конструкцию, несущую облицовку, располагают горизонтально, но кронштейны и основной профиль при этом приделывают вертикально, образуя, таким образом, решетку, обеспечивающую конструкции дополнительную жесткость. Сами плиты фиксируют с помощью анкеров (якорей), вставляемых в глухие отверстия по углам тыльных сторон.

Затраты на элементы несущей конструкции составят от 250-300 руб./кв. м. Услуги профессионалов обойдутся в среднем в 1950-3000 руб./кв. м. Таким образом, общие затраты на обустройство вентилируемого фасада будут колебаться минимум в пределах 1.2- 1.4. тыс. руб. за кв. м. плюс стоимость самой облицовки. Мрамор стоит от 2,5 до 4,5 тыс. руб./кв.м. А отделка этим камнем одноэтажного дома 10х12 будет стоить от 650 тыс. руб. При использовании других материалов общие затраты окажутся иными, но монтаж и крепежные конструкции будут стоить практически так же.

Все цены и расчеты приблизительные и в каждом конкретном случае могут существенно отличаться от указанных.


Полезные советы:

Швы между плитами желательно промазать прозрачным силиконом, он защитит их от загрязнения, проникновения влаги и холодного воздуха.

Начинать укладку необходимо целыми плитами с внешних углов и сверху (если позволяет вес материала). Подгонку и обрезку лучше делать на внутренних углах (там, где стена имеет выступы или стыкуется с перпендикулярными ей стенами) и внизу.

Натуральный камень требует ухода. Существуют специальные восковые мастики, моющие средства, очистители и, пропитки. Чистое и защищенное покрытие сохранит свой первоначальный вид не один десяток лет.


Природный камень

Облицовочный камень вне конкуренции
В настоящее время становится все более популярно отделывать какие-либо поверхности облицовочным камнем. Этот стиль является признаком роскоши еще с давних времен, и немногие могли себе это позволить. Но в наши дни он отделка поверхности облицовочным камнем стала более доступна. Появился также неплохой заменитель натуральному камню. В статье мы расскажем и о природном и искусственном камнях…

Использование природного камня в оформлении фасадов и внутреннем дизайне
Природный камень – материал уникальный. Он способен удовлетворить вкус даже самого взыскательного ценителя. В этом материале можно воплотить любые идеи. Природный камень применим во внутреннем дизайне помещений, придавая им благородство и неотразимую натуральную фактуру. Его часто используют для отделки фасадов загородных домов. Известно множество расцветок и фактур, и это тоже дает огромный толчок фантазии дизайнеров и архитекторов…

Златалит — природный сланец
На сегодняшний день природный сланец является самым модным и удивительным отделочным материалом. Только сейчас можно утверждать, что главным символом престижа и принадлежности к высшему классу является не драгоценный, а отделочный камень…

Природный камень
Природный камень — один из первых строительных и отделочных материалов в истории человечества и, стало быть, в интерьере жилого дома присутствует с древнейших времен. Интерес к природному камню в наши дни всё нарастает, его применяют повсеместно при наружной облицовке зданий, в интерьере — при отделке стен и пола, изготовлении каминов, широко применяется в ланшафтном дизайне….

Отделка природным камнем
Еще наши предки в качестве строительных элементов использовали натуральный камень. Именно эти природные дары считались не заменимыми материалами, в отношении строительства роскошных дворцов и замков. Пришедшие на смену дерева, природные камни покорили человечество своей прочностью, красотой и долговечностью…

Природный камень в интерьере
Натуральный камень служит декоративным отделочным материалом для отделки фасадов домов и интерьеров помещений. Природный камень не пропускает влагу, порист, морозоустойчив, легко очищается. При соблюдении технологии укладки, каменная облицовка может прослужить целую вечность. Поверхность из природного камня требует специального ухода, может быть легко поцарапана.

Шунгит
Шунгит по своим свойствам — это в первую очередь природный врачеватель. Он способен, меняя саму структуру воды, поглотить токсины органического происхождения, тяжелые металлы и радионуклиды.

Сланец
Сланец — это горная порода, для которой характерна уникальная слоистая структура. Стоимость обработанного материала позволяет отнести его к премиум-классу. Дело в том, что добыча сланца — достаточно трудоемкий процесс, в котором задействован кропотливый ручной труд. Во время обработки сланец расщепляется на плитки, которые тщательно тестируются на пригодность в той или иной области строительства.

Кварцит
Кварцит — порода горного происхождения, состоящая почти на сто процентов из кварца. Природный камень используется в качестве строительного и декоративного материала…

Укладка натурального камня

моменты укладки природного камня.

Этапы укладки природного камня

 Чтобы натуральный материал прослужил как можно дольше, при его укладке нужно соблюдать строгие правила, нарушение которых влечет серьезные проблемы в дальнейшей эксплуатации камня. Разумеется, в одной статье невозможно рассказать обо всех нюансах работы с облицовочным камнем (тем более что для каждой породы они свои). Мы остановимся лишь на самых основных  вопросах, касающихся укладки камня внутри помещений.

Подготовительный этап
Прежде чем приступать к работе, нужно определиться с выбором самого камня,.Если закупить плиты, не имеющие высокой точности размеров (т.е. строгой геометрии), то при их монтаже возникнут сложности, в частности, значительное смещение швов. Это может испортить вид облицованной поверхности или обернуться большими расходами на дополнительную калибровку и подрезку изделий.

Определившись с выбором и размерами камня, специалисты обязаны оценить качество основания. Если оно  ровное и сухое, то можно приступать к работе. Если же основание подготовлено плохо, имеет значительные неровности и перепады, придется потратить время на устройство выравнивающей стяжки. Во влажных помещениях необходима дополнительная гидроизоляция, т.е. обработка основания специальными гидроизолирующим средством.

Перед заливкой выравнивающей смеси нужно обязательно учесть толщину клеевого состава и плитки. Помимо этого, мастер должен точно представлять, где и на какой высоте в помещении находятся двери и окна, как «подойдет» к проемам облицовка, где будет стык камня с паркетом или другим покрытием и т.д. Все эти моменты необходимо выяснить до начала укладки, чтобы потом не переделывать работу.

Еще важная процедура, которую хорошие мастера обычно проводят перед тем, как приступить к монтажу, - так называемая сухая раскладка. В этом случае плиты выкладывают на полу, подбирая их оптимальное сочетание по цвету, рисунку. Это довольно трудоемкий, но необходимый процесс. Ведь натуральный камень - живой материал, каждая плитка которого имеет неповторимый рисунок, а у пестроцветных камней иногда и немного отличается от остальных по тону.

Швы
Натуральный камень лучше всего укладывать со швами. Причин тому несколько.

Во-первых: даже при максимально точной обработке плитки натурального камня все равно имеют технологические допуски - от 0.1 мм на сторону. Если такую плитку уложить без швов, то через десять плит одного ряда получится смещение рисунка на 1 мм, еще через десять - снова на 1 мм и т.д. Швы позволяют корректировать смещение линий рисунка, которое неизбежно возникает из-за технологических допусков в размерах плиток.

Во-вторых: как любой живой материал, природный камень реагирует на перепады температуры изменением размеров, а через его поры испаряется влага (как говорят, камень «дышит»). Швы компенсируют это микродвижение и обеспечивают камню благоприятное функционирование.

Существует и так называемый бесшовный (или «слепой») метод укладки, при котором плиты кладут практически встык. Хотя, разумеется, швы и в данном случае все равно есть, просто они очень тонкие - порядка 0,5-1 мм. Толщина минимального шва во многом зависит от мастерства укладчиков и качества плиты - главное, чтобы не было проблем с ее геометрией и чтобы в итоге швы «не убежали». Данный способ часто используют в небольших помещениях, скажем, площадью 10-20 кв. м. А термошов в этом случае делают по периметру, скрывая его под плинтусами.

Если же заказчик хочет, чтобы швов практически не было видно, то можно использовать так называемый способ евроукладки, который обладает рядом существенных отличий по сравнению с классическим.

«Евроукладки»
Единого термина, определяющего этот вариант укладки, нет. Кто-то называет его итальянским, кто-то - европейским, в Европе он известен как «американский». Главное отличие данного способа от обычного состоит в том, что традиционно на пол укладывают готовые каменные плиты с конечной (т.е. полированной) фактурой лицевой поверхности, а при «евроукладке» - пиленые или грубо шлифованные. Полируют их уже после монтажа.

Дело в том, что по самым строгим стандартам допуски по толщине плит (модулей) составляют 1 мм. Стало быть, работа по созданию ровной облицовки (даже при наличии идеальной стяжки) неизбежно связана с трудоемким выравниванием плит по высоте. А если для укладки выбраны крупноформатные изделия (600x600, 900x900,1200x600 мм и более), возникает еще одна проблема. Такие плиты из-за особенностей технологии полировки часто имеют прогиб от краев к середине (так называемый эффект банана). В итоге получается пол, на котором даже визуально заметны неровности состыковки плит. Чтобы их убрать, нужно переполировывать полированный камень. А это двойная работа и дополнительные расходы.

Способ «евроукладки» решает эти проблемы. Технология такова: на сухую и ровную стяжку на клей укладывают пиленые или грубо шлифованные плиты, не обращая особого внимания на то, насколько точно они стыкуются по высоте. Швы заполняют специальной мастикой - шовным заполнителем, близким по цвету к камню, и после этого полируют получившуюся поверхность единым зеркалом.

При таком варианте укладки швы практически незаметны Но главное даже не это. Во-первых, плиты с необработанной поверхностью стоят дешевле полированных. Во-вторых, при укладке можно не следить так тщательно за тем, чтобы камень не поцарапался, -ведь потом его все равно будут полировать. И, наконец, в процессе укладки не приходится подгонять плиты по высоте между собой, поскольку в результате дальнейшей полировки получается ровная поверхность.


У нас метод «евроукладки» начали применять только недавно и пока он еще не получил широкого распространения. Одна из причин заключается в том, что неполированные плиты - матовые, и заказчику часто трудно представить, как они будут выглядеть в готовом виде.

Клеевые составы для укладки камня
Ассортимент смесей и клеев для укладки камня сегодня довольно велик, и перечислять их не имеет смысла. Скажем лишь, что грамотно подобрать клеящий состав может только специалист, который учтет все особенности данного камня, вес и толщину плит, место и условия их эксплуатации (пол или стены, внутренняя или наружная облицовка) и т.д. Но есть некоторые общие правила, которые нужно знать, выбирая состав для укладки камня.

Прежде всего, рекомендуется использовать только профессиональные смеси и клеевые растворы, предназначенные специально для работы с камнем. Они отличаются от других составов подобного рода добавками и наполнителями. Это могут быть добавки, которые нейтрализуют соли, содержащиеся в воде, или наполнители, позволяющие смеси жить «на едином дыхании» с камнем.

К примеру, в профессиональные смеси для укладки белого камня добавляют известняковую или доломитово-трасовую муку - такой состав имеет те же показатели терморасширения и влагопоглощения, что и сам камень. Камень соединяется с родственным ему материалом, они не отторгают друг друга, кладка не расслаивается. Хороший клей, конечно, дороже обычной цементно-песчаной смеси, но от его свойств в значительной мере зависит качество и целостность облицовки.

При выборе клеящего состава нужно также иметь в виду, что по степени пористости (а стало быть, и по способности впитывать влагу) камень делится на три группы.

1. Слабопористые, мало впитывающие влагу породы: темноцветные граниты, габбро, сланцы, гнейсы, кварциты и др. Поскольку они не боятся влаги, то, в принципе, их можно укладывать практически на любой состав, в том числе и на цементный раствор.

2. Среднепористые, умеренно впитывающие породы: светлые граниты, песчаники, темноцветный мрамор и т.п. Их желательно укладывать на светлые составы, при разведении которых воды требуется меньше, чем для приготовления цементной смеси.

3. Третий тип камня - пористый, хорошо впитывающий, который вообще нельзя класть на водные составы. К этой группе относятся белый мрамор, известняки, травертины, а также белые граниты (особенно если плита тонкая - 10-12 мм). Такие породы кладут только на безводные светлые клеи. Цементные растворы в данном случае противопоказаны, так как после высыхания такого состава в порах светлого камня все равно останется цементная грязь, и избавиться от нее будет практически невозможно.

Из всего вышесказанного следует, что при укладке камня (особенно светлого и пористого) нужно работать с профессиональными смесями, на которых указано, для какой породы предназначен данный состав.
Кроме того, чтобы нейтрализовать негативное воздействие влаги, перед началом укладки рекомендуется прогрунтовать заднюю сторону плит камня (в первую очередь, мрамора и других светлых пород). Это, конечно, дополнительный труд, время и расходы, поскольку работа проводится вручную. Но подобные затраты себя оправдывают. Ведь грунтовка препятствует воздействию влаги, а также выходу на лицевую поверхность камня загрязнений клея или раствора, а значит, на камне не появятся пятна, следы пожелтения и т.д.

Укладки на стены
При облицовке стен на клей или раствор обычно укладывают модульную плитку размером 305x305x10 мм, а плиты больших габаритов и веса требуют более сложного крепежа. Это так называемый способ классической заливки, при котором к стене с небольшим зазором прикрепляют металлическую сетку и по ней монтируют плиты, но не просто на раствор, а с дополнительным креплением. Для этого в плитах делают пропилы или отверстия, в них вставляют металлические крючки-анкеры, которые в свою очередь крепят к сетке. Пространство между стеной и сеткой заливают раствором. В итоге образуется монолит, который надежно и прочно держит плиты и выдерживает даже небольшие деформации стены-основания.

Выбор этого способа монтажа часто диктует не только вес плит, но и качество несущей поверхности. Если перепады по стене составляют больше 15 мм (а на наших объектах это не редкость), тут не обойтись без заливки на анкерах. Ведь если облицовочные плиты просто прикрепить на клеящий состав (даже когда вес плит это позволяет), это не спрячет огрехи поверхности. А впоследствии плиты могут отвалиться, лопнуть или просесть. Таким образом, классическая заливка - это технология, которую применяют в том случае, когда нужно скрыть неровности несущей конструкции и надежно закрепить облицовку на стене.

При укладке на пол обычно используют стандартные модули толщиной 15-20 мм и форматом 300x600, 400x600, 600x600 мм. Но в последнее время вспомнили о традиции отделывать помещения крупногабаритными плитами - слэбами (или слябами). Размеры и толщина слэбов намного превышают габариты стандартных изделий: их площадь может составлять 3-4 кв. м, а иногда и больше; толщина - 20-30 мм и более.

Крупногабаритными плитами удобно облицовывать прямоугольные или квадратные помещения без выступов, углов, ниш и т.п. Впрочем, слэбы можно использовать и при укладке в комнатах со сложной конфигурацией. Для этого сначала необходимо сделать «раскрой» помещения, затем распилить слэбы на элементы необходимых форм и размеров, пронумеровать их и уложить в нужной последовательности. Такая кладка смотрится особенно эффектно, если камень имеет ярко выраженный рисунок - он как бы «перетекает» с одной плиты на другую.

Есть еще один очень интересный способ монтажа больших плит пестроцветного камня. Для этого используют слэбы, распиленные друг за другом из одного блока. Их полируют и укладывают рядом по два или по четыре. Получается симметричная композиция - так называемая открытая книга, в которой красота и уникальный рисунок камня проявляются особенно ярко. Естественно, цена слэбов выше, чем модульной плитки, да и работа с ними дороже и сложнее.

Во-первых, потому что слэбы весят от 200 до 500 кг. Для того чтобы их уложить, необходимо 5-6 человек, которые поднимают плиту на специальных присосках.

Во-вторых, из-за того, что площадь поверхности слэбов большая, адгезия камня с клеящим раствором очень сильная и схватывание происходит довольно быстро. Поэтому слэбы нужно укладывать предельно точно, так как подвинуть их, чтобы исправить погрешности укладки, можно только в течение нескольких минут. А уж о том, чтобы снять плиту, не идет и речи. Так что работа со слэбами требует от укладчиков много сил и высокого мастерства.

Укладки мрамора на пол
По сравнению с другими породами камня мрамор - «мягкий» материал. Поэтому не рекомендуется делать мраморный пол в общественных помещениях с высокими эксплуатационными нагрузками (например, в крупных торговых центрах, аэропортах, вокзалах и т.п.). Мрамор довольно быстро сотрется, на нем появятся углубления, царапины и прочие дефекты. Однако в офисах с небольшим количеством сотрудников, в кабинетах, а также в частных интерьерах (в квартирах и загородных домах) мраморный пол при надлежащем уходе прослужит верой и правдой много лет.

Нужно помнить и о том, что этот камень бывает разным по своим механическим свойствам, в том числе по твердости. И если дома можно положить на пол практически любой сорт мрамора, то в общественных помещениях нужно отдавать предпочтение сортам с высокими показателями истираемости.

Кроме того, на пол в местах с интенсивным людским потоком не рекомендуется класть рядом материалы с разной истираемостью и твердостью, например, гранит и мрамор. Если посмотреть под ноги на некоторых станциях метро, будет ясно, почему: в отдельных местах мрамор сильно истерся, в нем образовались углубления, а на граните - нет.

Такие перепады по высоте не только некрасивы, но и опасны: на неровной поверхности можно споткнуться и упасть. Есть и еще один момент: если в будущем возникнет необходимость перешлифовать мраморно-гранитный пол, то сделать это будет практически невозможно. Ведь эти материалы обрабатываются разными абразивными инструментами, а под рабочую плоскость шлифовальной машины будет попадать одновременно и тот, и другой камень. Зато на стенах сочетание «гранит - мрамор» (или другие варианты) не возбраняется.

Особенности со структурой поверхности
Плиты камня бывают не только гладкими, но и неоднородными по толщине. К этой категории относятся, например, такие породы, как сланец и плитняк-песчаник, которые имеют слоистую структуру. Поверхность плит получается фактурной - с красивым рисунком природного скола. В этом, собственно, и состоит прелесть данного материала.

Фирмы-производители обычно предлагают плитки, условно калиброванные по толщине (например, 10 мм). Но в действительности их толщина может составлять от 7 до 13 мм, что вполне нормально. Просто при укладке этот момент необходимо учитывать. Разумеется, плиты сланца или другого подобного камня невозможно будет выровнять «в ноль». Поэтому мастера должны постараться, чтобы стыки модулей получились максимально ровными.

Часто плиты выравнивают на так называемой цементной подушке в процессе монтажа. Но это довольно сложный и кропотливый процесс, требующий от мастеров высокой квалификации. Если же просто уложить камень со слоистой структурой на ровную поверхность, то перепады по уровню между соседними плитами могут оказаться довольно большими.

Есть и еще один интересный вариант укладки камня с фактурой природного скола, когда между плитами делают довольно широкие швы. Такая укладка напоминает мощение старинных европейских двориков или булыжные мостовые, поэтому ее в основном используют при оформлении дорожек, площадок, летних кафе и т.п.

Защита камня после
После завершения укладки камень необходимо обработать специальными составами. Сначала его очищают от загрязнений - пыли, остатков клея и т.п. Для этого применяются только специальные средства - очистители (или, как их еще называют, «смывки»). В состав очистителей не входят агрессивные компоненты (ацетон, сильные кислоты, растворители), поэтому они не разъедают камень, не меняют его структуру, сохраняют фактуру и цвет.

После того как поверхность очистили, нужно обязательно защитить ее от пятен и проникновения влаги. В первую очередь это относится к таким породам, как мрамор, известняки, доломиты, травертины... В качестве защитного средства используются специальные мастики и пропитки-гидрофобизаторы. Их можно наносить щетками, губками, тампонами, пульверизаторами и т.д. В больших помещениях (площадью 400 кв. м и более) применяется и машинный способ.

Последний, заключительный этап - нанесение воска, который представляет собой жидкую эмульсию или крем и бывает матовым или глянцевым. Воск служит защитой камня от царапин, а также от мелких сколов и других повреждений. А если царапины и потертости уже есть, воск их замаскирует.

Мы рассмотрели лишь основные моменты укладки природного камня
внутри помещений. Разумеется, для каждой породы существуют свои правила и ограничения, свои смеси и клеящие составы, свои нюансы. Многое зависит от места и условий эксплуатации покрытия. Помимо этого нужно помнить, что не существует идеальных технологий и способов укладки. Но настоящий профессионал всегда выберет тот метод, который в данном случае наиболее оптимален и целесообразен.

• Желтое пятно на камне (прежде всего, на светлом мраморе) может появиться не только вследствие использования неправильного клеящего состава или из-за излишка влаги. У него может быть и «механическая» причина. Как мы уже говорили, при облицовке стен плитами, размеры которых больше чем 305x305x10 мм, часто необходим дополнительный крепеж. Если речь идет об укладке мрамора (особенно светлого), то металлические детали этого крепежа должны быть сделаны из нержавеющей стали. Другой металл может проржаветь, и тогда на поверхности камня появятся пятна, избавиться от которых будет практически невозможно. И хотя с такими проблемами сталкиваются, в первую очередь, при наружной облицовке зданий, но и при внутренней отделке стен этот момент тоже нужно учитывать.

Кроме того, мастера должны следить и за тем, чтобы в бетонную стяжку или в клеевой раствор случайно не попали какие-нибудь металлические предметы (гвозди, окалина и т.п.), которые тоже могут стать причиной появления пятна на светлом камне.

• Некоторые породы (например, сланец) обладают не гладкой, а фактурной поверхностью, ради которой их и используют. При монтаже поверхность такого камня может испачкаться раствором или клеем, и потом ее бывает очень сложно очистить. Специалисты рекомендуют поступать следующим образом: во время укладки примерно через каждые 2 кв. м чистить камень специальными средствами и только после этого продолжать работу. Что касается пород с гладкой поверхностью (мрамор, гранит и т.п.), то обычно укладчики удаляют излишки раствора с уложенных плит чистой сухой тряпкой. Хотя плиты этих пород и ровные, все равно на них тоже есть поры, которые могут забиться клеящим составом и цементной пылью.

• Иногда при художественной укладке камня в швы делают вставки из металла, к примеру, из латуни (так называемые раскладки). Латунь - материал довольно мягкий, и такой пол вполне поддается переполировке. А вот если вставки изготовлены, скажем, из нержавеющей стали, то в дальнейшем переполировать эту поверхность без проблем будет невозможно.

Облицовка ступеней мрамором и гранитом

Особую популярность мрамор и гранит обрели в области строительства ступеней и лестниц. Если ступени лестницы изготовлены из мрамора или гранита – это является гарантией того, что даже после многих лет не утратят своих эстетических, и практических качеств. Мрамору и граниту не страшны ни перепады температур, ни излишнее воздействие солнца, ни существенная механическая нагрузка, ни даже излишнее воздействие воды, которое губительно воздействует на некоторые другие материалы. 

Ступени лестницы, изготовленные из мрамора или гранита, обеспечивают высокий уровень прочности сооружения, а также его длительный срок службы. Если ступени изготовлены из цельных камней, то это является гарантией того, что лестница прослужит в течение нескольких сотен лет, и тому есть масса примеров в мировой архитектуре.   наиболее распространенным вариантом при изготовлении лестниц из мрамора и гранита является использование специальных облицовочных плит. Примечательно, что облицовка используется как для изготовления ступеней, так и для изготовления подступенков. Следует помнить, что для того, чтобы лестница была максимально безопасной, необходимо оборудовать ее перилами, для их поддержки обычно применяются такие элементы, как балясины либо столбы. Если эти элементы изготавливаются из мрамора или гранита, это делает их не только важным аспектом безопасности, но и оригинальным и эстетичным декоративным элементом, настоящим украшением любого интерьера.

Ступени лестницы, изготовленные из мрамора или гранита, помимо эстетических свойств, отличаются и рядом практических преимуществ. К примеру, можно отметить такие свойства, как устойчивость к воздействию высоких температур, а также низких температур. Иными словами, если здание возводится, что называется, на века, то без мрамора и гранита в его строительстве и отделке просто не обойтись. 

Если говорить о различиях между мрамором и гранитом, то можно отметить следующее: гранит отличается более высоким уровнем устойчивости к износу, следовательно, он более предпочтителен для облицовки мостовых, дорожных покрытий, а также ступеней наружных лестниц. Что касается мрамора, то он, благодаря особенностям своей структуры, достаточно легко полируется, однако более чувствителен к воздействиям извне, нежели гранит. Он идеально подходит для отделки внутренних помещений зданий, в частности, для облицовки ступеней внутренних лестниц.

Облицовка фасадов мрамором и гранитом

Облицовка гранитом, мрамором, отделка камнем фасадов, цоколей помещений, домов популярна с давних времен - и сегодня  такое оформление зданий довольно популярно. Природные материалы характеризуются проверенной веками прочностью, а также долговечностью и надежностью. Отделка цоколя, облицовка фасадов камнем - гранитом, мрамором - отличное решение для строительства и организации ландшафта. Архитекторы и дизайнеры получают возможность реализовать самые разнообразные идеи. Из природного материала сегодня производят столешницы, плитку, колонны, порталы для каминов, подоконники, напольное покрытие и многое другое.


  • Облицовка мрамором, гранитом позволяет по-настоящему преобразить ваш дом. Природный камень хорошо сочетается с современными отделочными материалами. Он практичен, привлекателен и подходит для различных типов дизайна. При этом, материал долговечен, что особенно важно при проведении таких работ как облицовка фасадов, цоколя камнем.


Архитектурные элементы из материалов-шедевров, созданных самой природой, становятся подлинными образцами стиля. Облицовка мрамором делает объект элегантным и статусным. Величественные колонны, практичные барные стойки, согревающие камины, оформление современных бассейнов - все это смотрелось бы совсем иначе, если было бы выполнено из искусственного материала. Облицовка гранитом также способна изменить восприятие объекта.


Выбрать камень для облицовки

В процессе строительства и отделки дома зачастую возникают проблемы с выбором материалов. Если дом возводится на века, лучшего материала для внешней и внутренней отделки, чем мрамор гранит, не сыскать. Однако у каждого из этих камней есть свои преимущества и недостатки, изучив которые можно сделать правильные выводы.

Мрамор гранит в интерьере

Гранит

Это горная порода вулканического происхождения, содержащая кварц (15-35%), который обуславливает ее высокие прочностные характеристики. Гранит практически не разрушается под действием атмосферных осадков и температурных перепадов. К неоспоримым преимуществам данного материала можно отнести водонепроницаемость (коэффициент – 0,5-0,17%) и соответственно морозостойкость. Данный материал используется для облицовки набережных, отделки стен, лестниц, фонтанов, колон, барных стоек и столешниц. Гранит экологичен. Большинство видов гранита обладают естественным радиационным фоном, соответствующим I классу строительных материалов. Существуют виды материала с превышением нормы на 2-3%, их используют в наружной отделке.

Гранит известен богатством фактур. В современных интерьерах и экстерьерах зданий можно встретить шершавый и неполированный гранит, поглощающий свет, а также отполированный до зеркального блеска, поражающий неповторимой игрой солнечных лучей.

Декоративные свойства камня способны удовлетворить требования самого замысловатого дизайнерского проекта.

Цветовая палитра камня не менее богата. Наиболее популярным видом принято считать серый гранит, однако есть и такие варианты как красный, розовый, зеленый, голубовато-серый, оранжевый, черный, голубовато-зеленый и др. Решая, мрамор или гранит что лучше, обратите внимание на то, что первому присущи более теплые тона, в то время как второй известен холодными оттенками. Натуральный камень отлично сочетается с металлом, деревом, другими материалами, применяемыми в декоре.

Облицовка гранитом мрамором

​Мрамор

Это осадочная горная порода, известняк, имеющий определенный уровень кристаллизации. Чем выше степень кристаллизации, тем прочнее мрамор. Данный материал характеризуется идеальной плоскостью даже при значительной площади, что позволяет использовать его в масштабных работах. Для облицовки ступеней и подоконников лучшего камня не найти. Мрамор обладает высокой механической прочностью, превышающей показатель бетона в 2-2,5 раза. Нитевидная структура материала объясняет его способность выдерживать высокие динамические и статические нагрузки. Кроме этого он устойчив к абразивному истиранию. Полы из мрамора на протяжении десятилетий не утрачивают своих эстетических свойств.

Мрамор в отличие от гранита более прост в обработке. Кроме того, изделия, произведенные из этого натурального камня, подлежат восстановлению. Любую царапину можно убрать, вернув материалу первоначальный вид.

В отличие от многих натуральных камней мрамор не расслаивается. Укладка этого материала производится на века. Он прекрасно гасит шумы и колебания, поэтому популярен в отделке элитной недвижимости.

Цвет мрамора не тускнеет с годами даже под воздействием химических веществ. Высокая гигиеничность и экологичность материала делает его лучшим вариантом для облицовки кухонных столешниц и ванн. Мрамор не способен накапливать статическое электричество, приятен на ощупь. Интерьеры с его использованием поражают своей роскошью, свидетельствуя о статусе владельца дома и его безупречном вкусе.

Изделия из мрамора

Основные варианта применения мрамора и гранита
  • Столешницы

В производстве столешниц и моек для ванных комнат чаще всего используются более мягкий натуральный камень, которым является мрамор. Кухонные столешницы из него также возможны, однако в процессе эксплуатации существует высокий риск получения царапин и пятен, чего нельзя сказать о гранитных изделиях.

Для ухода за ними придется использовать только специальные средства, щелочные составы применять не рекомендуется, так как они способны разрушить полировку камня. Гранитные же столешницы не насколько прихотливы. Столешницы из натурального камня можно по праву назвать функциональным украшением интерьера.

Столешницы из мрамора и гранита

  • Подоконники

Подоконники являются неотъемлемой частью любого дизайна. При этом мраморные подоконники характеризуются высокой прочностью и непревзойденным внешним видом. Это лучший вариант для спален, гостиных и детских комнат. А вот если поверхность подоконника планируется рабочей, стоит отдать предпочтение граниту. Также благодаря высокой влаго- и морозоустойчивости гранита, из него производят уличные подоконники (отливы).

  • Лестницы.

Лестницы с повышенной проходимостью (в административных зданиях, аэропортах, вокзалах, офисах) лучше всего облицовывать гранитом. В реализации частных интерьеров стоит отдать предпочтение не стойкости камня, а дизайнерскому решению и выбрать мрамор.

Мрамор гранит

  • Облицовка стен и пола

Натуральные камни используются в обустройстве эксклюзивных интерьеров. Это объясняется не только разнообразием их текстур, расцветок, но и высокой прочностью, длительным сроком эксплуатации. Решая, мрамор или гранит – что лучше, стоит прислушаться к мнению специалистов. Для внутренней отделки лучше выбрать первый вариант, для внешней - использовать материалы с высокими физико-механическим свойствами, такие как гранит.

Отделка стен и пола мрамором и гранитом

  • Бассейны.

В отделке бассейнов рекомендуется использовать слэбы (плиты большого размера). Это позволит минимизировать количество швов. Для этих целей прекрасно подойдут мрамор гранит светлых тонов. При этом стены лучше отделать полированными плитами, а лестницы – камнем с шероховатой поверхностью.

  • Камины.

Наибольшим спросом среди ценителей прекрасного пользуются камины с мраморным порталом. При этом форма, конфигурация и цвет камня могут быть любыми. Специалисты не советуют использовать в каминной облицовке гранит, потому, как он способен утратить красоту полированной фактуры под действием огня.

Камины из мрамора и гранита


реставрация камня

В. КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ. I. СИЛИКАТЫ И МРАМОР. 1. Камень
Изделия из камня и керамики объединяются в одну общую группу материалов, потому что методы консервации и реставрации их почти одинаковы, а это, в свою очередь, зависит от родственной природы их исходных материалов. Такое положение требует, однако, весьма серьезного уточнения, иначе мы можем погубить не мало музейных вещей.

Дело заключается в том, что понятие «камень» охватывает столь различные материалы, что хотя практически мы какбудто и понимаем, что такое «камень», но точных признаков установить не можем; а потому, если мы хотим научно поставить вопрос о реставрации и консервации этого материала, необходимо точнее определить, какой именно материал мы собираемся реставрировать.

Несколько примеров объяснят дело.
Так, всем более или менее известен камень малахит. Если сравнить малахит с мрамором, то твердость и некоторые другие признаки у них более или менее одинаковы; даже окраска мрамора иногда напоминает окраску малахита; но по химическому составу они совершенно различны. В одном случае мы имеем углекислую окись меди, в другом углекислый кальций, и все дальнейшие свойства этих камней различны. «Камень» кварц или кремень настолько отличаются от этого «камня» по своим свойствам или от камня алмаза, что вообще никакое сравнение их невозможно.

Таким образом, с точки зрения самого материала понятие «камень» чрезвычайно различно, а потому требует более внимательного отношения к самой природе данного материала. Практически мы должны различать два главнейших типа «камня»: природное соединение кремния (silicium) — силикаты — и природные соединения кальция и магния — известняка, мрамора, гипса, доломита и пр.

Соединения кремния с кислородом (SiO2 кремнезем) есть основная часть огромного числа минералов, начиная от кремня и кварца и кончая базальтом, Лабрадором, гранитом, полевым шпатом и т. д.

Кремнезем отличается чрезвычайной стойкостью по отношению к кислотам; только фтористая кислота растворяет его, соляная может переводить его в желатинообразное состояние, но не растворить; но сплавы кремнезема с калием или натрием растворимы даже в воде (жидкое стекло).

Наоборот, вторая группа «камня» (мрамор и другие) чрезвычайно чувствительны к тем или иным кислотам; таковы соединения кальция и магния с углекислотой (СаСО3; MgCO3); они медленно растворяются в воде, но если последняя содержит углекислоту, что часто бывает в почвенных водах, то растворение делается гораздо энергичнее. Кальций, соединенный с радикалом серной кислоты (CaSO4) — гипс значительно отличается от предыдущих соединений кальция:следовательио, опять намечается для практических работ особая группа «камня».

Технология камня для обычных изделий — наиболее простая технология. Камень обыкновенно подвергается только простой механической обработке. Сначала идет простое скалывание излишков материала, а затем шлифование, полирование, сверление, обтачивание. Химической обработке камень обыкновенно не подвергается.

Таким образом, для камня типичной остается чисто механическая обработка; исследование этой обработки может быть произведено опять-таки простейшими способами — макроскопическим и микроскопическим анализами.

Точное минералогическое определение производится, разумеется, не историком или экономистом, а естественниками. Для элементарного определения материала существуют простейшие химические реакции, указанные ниже.

Главным фактором разрушения для не очень плотного камня является сильная перемена температуры в соединении с влажностью. Если камень пористый, то влага, попадая в поры, при понижении температуры замерзает, происходит увеличение объема воды, и камень разрывает. Этот процесс мы наблюдаем на тех каменных вещах, которые остаются открытыми в атмосферных условиях; так, например, находящаяся «а площади против Зимнего дворца в Ленинграде, огромная гранитная колонна вся испещрена трещинами, образовавшимися именно от действия воды, которая, попадая в мельчайшие поры камня, при замерзании разрывала его. Особенно это заметно с северной стороны колонны, которая, очевидно, более подвергается процессам промерзания.

То же самое происходит с великолепными колоннами Иссакиевского собора и гранитным парапетом на набережных Невы, Фонтанки и т. д.

Это явление разрушения камня чрезвычайно распространено в нашем климате; а там, где климат резко континентален, с внезапными и резкими переменами тепла и холода, «роме воды, разрушающим образом могут действовать и быстрые перемены температуры, так как некоторые породы камня имеют не однородный состав, и коэффициент расширения составляющих компонентов различен.

Кроме того, большое разрушительное действие на камень оказывает движение воздуха. При этом ветром поднимается большое количество песчинок, отбивающих от камня мельчайшие его частицы, нередко камень весь источен под действием ветра. Это так называемое выветривание, которое включает в себя и вымывающее действие воды. Даже в местностях с устойчивыми спокойными атмосферными условиями ветер является энергичным разрушающим фактором, а в странах с очень сильной ветреностью, как, например, и Средней Азии, процесс выветривания идет чрезвычайно стремительно.

В условиях сравнительно мягкого климата наиболее страдают те каменные изделия, которые относятся ко второй группе, т. е. кальциевые соединения с СОз (мрамор, доломит), потому что гораздо легче, чем силикаты, поддаются действию и замерзающей воды, и ветра, и, к сожалению, некоторых химических факторов. К таким химическим факторам относится прежде всего сернистый газ, поступающий в огромных количествах в воздух промышленных городов в результате сгорания каменного угля в топках фабрик, заводов, пароходов и пр. Этот сернистый газ, соединяясь с атмосферной влагой, дает серную кислоту и разрушает углекислые соединения уже химически. Поэтому в данном случае мы наблюдаем разрушение мрамора, разрушение известковых сооружений (штукатурка) и т. п.

Здесь углекислый кальций превращается в гипс, кристаллизируется и разрушает поверхность механически или вымывается водой.

Соединения третьей группы, т. е. гипс, селенит и другие, вообще соединения мало прочные, их твердость невысока; они употребляются главным образом для поделки небольших вещей.

В отношении соединений этой группы мы наблюдаем самые разнообразные механические и химические повреждения. Находясь в земле, камень подвергается иным воздействиям. Дело в том, что почвенная вода всегда содержит какие-нибудь растворенные соли, чаще всего соли хлористого натрия. Раствор соли, пронизывая камень, особенно пористый, насыщает его, как губку; если такого рода камень, пропитанный раствором соли, поставить в условия относительной сухости, начинается быстрое испарение воды, из раствора будут выделяться кристаллы растворенной соли, и не очень плотный камень при этом разрывается. Иногда процесс заходит так далеко, что весь камень превращается в порошок, но даже если процесс и не заходит так далеко, все-таки разрушения от него всегда весьма существенны; хуже всего то, что эти разрушения будут обнаруживаться именно в музее, т. е. в сухом месте. На поверхности каменного изделия появляются белые налеты, состоящие из кристаллов, часто довольно крупных.

Растворенные в воде соли могут быть весьма различными: одни из них растворяются очень легко, другие растворяются с большой трудностью или почти не растворяются. Из тех солей, которые легко растворяются, прежде всего надо назвать поваренную соль, т. е. хлористый натрий, являющуюся главным засорителем почти всех почвенных вод. Если в музее воздух будет сухой, этот хлористый натрий, быстро выделяясь из воды, образует кристаллы, но если в помещении музея появится сильная влажность, опять произойдет растворение хлористого натрия, опять поваренная соль впитается внутрь каменного изделия. При высыхании произойдет новый процесс кристаллизации и т. д.

Эти повторные процессы высыхания и растворения в музейной обстановке и являются главным фактором разрушения. Поэтому обычно мы стараемся прежде всего удалить хлористый натрий, во-первых, потому, что он является наиболее распространенным представителем растворимых солей, а, во-вторых, потому, что, если мы удалим хлористый натрий, другие растворимые соли также удалятся вместе с ним: таковы хлористый калий, хлористый магний, хлористый кальций, углекислый натрий и калий, и т. д.

Нерастворимые или труднорастворимые соли растворены в почвенной воде в очень небольшом количестве, но если та или иная вещь находится в земле столетия и тысячелетия, все-таки даже и при малом содержании в воде такой труднорастворимой соли, она постепенно отлагается в большом количестве, и предметы иногда насквозь пропитаны этими солями, или на них нарастает толстая корка солей, отложившихся на поверхность; чаще всего мы встречаем отложения углекислого и сернокислого кальция, т. е. мела и гипса с песчинками, кусочками глины и т. д.

Самое первое, что необходимо сделать с предметом, добытым из земли,— это вымыть и удалить растворимые соли. Этот процесс мы называем выщелачиванием и он производится путем более или менее длительного вымачивания в воде.

Следовательно, каменную вещь, в которой мы предполагаем наличие той или иной соли, необходимо прежде всего как следует промыть. Для этого ее кладут в обыкновенную воду. Однако вода не должна быть слишком жесткой. Переменяя воду каждый день, мы постепенно день за днем вымываем из каменного изделия хлористый натрий и другие растворимые соли. Крайне необходимо нести контроль над содержанием хлористых солей, он производится слабым раствором 1,5—2% азотнокислого серебра AgNO3.1

Азотнокислое серебро, встречаясь с поваренной солью или с каким-нибудь иным соединением, содержащим хлор, дает белый осадок хлористого серебра.

Следовательно, если в воде имеется хоть маленькая доля хлора, мы будем иметь белую муть, а потом белый осадок, который и будет свидетельствовать, что хлор еще присутствует и вымывание не доведено до конца. Только самые ничтожные доли хлора терпимы, иначе вещи погибнут.

Для таких твердых пород, как гранит, базальт, кремень не приходится производить подобное вымывание, так как вода не имеет возможности проникнуть внутрь этих пород. На твердом камне могут быть налеты и корки по поверхности, состоящие из нерастворимых солей.

Иногда опускать предмет в воду, в целях вымывания, бывает опасно. В таких случаях следует бинтовать данный предмет обыкновенным медицинским бинтом или на него наносить какое-нибудь закрепляющее вещество, проницаемое для воды, например, желатиновую пленку или пленку целлулоида, растворенного в ацетоне (2%); при таком покрытии выщелачивание идет значительно медленнее, но все же может быть доведено до конца.

Другой способ очистки от солей — это вызвать соли на поверхность предмета. Делается это таким образом: берут фильтровальную бумагу, разрывают ее на мелкие куски и кладут в колбу с водой, затем хорошенько встряхивают; получается мякоть, которую накладывают на тот или иной предмет не толстым слоем. Здесь происходит нечто совсем иное, чем при вкладывании предмета в воду: в воде происходит медленный процесс диффузии, в данном же случае, если вы накладываете бумажную мякоть на предмет и даете этой мякоти высохнуть, вы будете пользоваться другим свойством, а именно — явлением капиллярного поднятия раствора: жидкость вместе с солью из глубины будет подыматься к поверхности испарения; при высыхании бумаги соль выкристаллизовывается на ее поверхности. Осторожно снимая бумагу после ее высыхания, мы вместе с ней удаляем часть соли. Эта операция повторяется несколько раз, Для контроля вы опускаете снятую бумагу в стаканчик с дистиллированной водой и пробуете на хлор азотно-кислым серебром.

Всякое вымывание производится медленно, и торопливость здесь может испортить все результаты работы; следует помнить, что в реставрации медленная, осторожная работа — залог успеха.

Ал. Скотт в лаборатории Британского музея вымачивал некоторые, предметы в течение 4—6 месяцев и даже больше.

Могут быть еще более утонченные способы обработки, но сказанного достаточно, особенно, если быть очень внимательными и тщательными в своей работе.

Из труднорастворимых в воде солей встречаются чаще всего углекислый кальций, магний или сернокислый кальций. С твердого силикатного камня они удаляются частью механически, частью — именно известковые — слабым (1,5—2,0%) раствором соляной кислоты, после которой необходимо тщательное промывание. С мягких рыхлых камней (известняков и т. п.) такое удаление надо производить с очень большой осторожностью, чтобы соляной кислотой не растворить и самый предмет.

Часто бывает необходимо закрепить рассыпающийся или трескающийся камень. Первый способ закрепления — пропитывание неразлагающимися жирами. Самым надежным средством является парафин. Берут возможно тугоплавкий парафин, растапливают его, нагревают до 125° или его растворяют в ксилоле или толуоле и погружают в него же предмет, нагретый до 105—110°, т. е., чтобы в нем не оставалось воды. Предмет должен находиться в парафине до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков. Если после этого извлечь предмет из парафина и дать ему хорошо просохнуть, у нас может получиться жирная, сальная, неприятная поверхность. Этот лишний жир можно удалить легким нагреванием и сниманием парафина тампоном из ваты или льняной тряпки.

Второй способ — это применение каких-либо смол, в частности, шеллаковой смолы. Шеллак растворяется в крепком спирте. Обыкновенно достаточно применять двухпроцентный раствор. В таком растворе смолы предмет надо удерживать до исчезновения пузырьков. В результате получается довольно прочное закрепление, но, к сожалению, подобное закрепление в смоле дает неприятный и ненужный блеск.

Третий способ — применение клея. Из всех видов клея самым подходящим для закрепления является желатин.

Берут желатин в 2—5-процентном растворе. Раствор приготовляется таким образом. Следует отвесить необходимое количество желатина и соответствующее количество воды, смочить желатин в этой воде для того, чтобы он стал совершенно мягким, а затем хорошо отжать над чашкой с водой, а потом, доведя эту воду до 60— 80°, понемногу бросать в нее мягкий желатин. В такой раствор погружают предмет, и точно так же, как поступали при закреплении парафином, держат его до того момента, пока не прекратится выделение пузырьков.

Очень важно, чтобы раствор проник как можно глубже: поэтому необходимо, чтобы предмет был предварительно хорошо высушен, лучше, если он будет теплым; раствор должен быть, конечно, горячим.

Когда пузырки перестанут выделяться, вынимают предмет и высушивают его. Обыкновенно одной такой процедуры бывает достаточно для того, чтобы все частицы предмета сцепились; в редких случаях закрепление приходится повторять. Пока клей на поверхности не затвердеет, излишек его удаляют тряпочкой.

Но этим ограничиться нельзя. Желатин, как и всякий клей, легко подвергается нападению микроорганизмов и, следовательно, мы превратим камень в площадь для развития колоний микроорганизмов. Поэтому нужно предпринять какие-то меры, которые бы сделали желатин несъедобным для микроорганизмов. Для этого подвергают закрепленный предмет действию формалина. Формалин (40-процентный готовый продажный раствор) наливается в чашечку, блюдечко или на пропускную бумагу; достаточно чайной ложки, чтобы лишь слегка смочилась бумага: обертывают ею предмет и кладут под стеклянный колпак, последний ставят на какую-нибудь доску или лучше стекло и кругом обмазывают глиной. Предмет оставляют под колпаком до следующего дня. Колпак нужно снимать на воздухе; предмету следует дать проветриться; в результате такой обработки желатин делается нерастворимым в воде и несъедобным для микроорганизмов.

Вместо дорогого формалина можно взять другой дубитель — белые квасцы; они кладутся в количестве 0,5% к весу желатина в клеевой раствор перед самым употреблением: клеевой раствор с квасцами для вторичной работы негоден; квасцы предварительно растворяются в небольшом количестве горячей воды. У меня есть коллекция предметов, закрепленных желатином приблизительно 20 лет тому назад, и до сих пор никаких следов разрушения нет; при этом краски абсолютно не страдают, не остается ни малейших следов такого пропитывания, нет блеска и т. д.

Четвертый способ закрепления — это закрепление препаратами целлюлозы. Целлюлоза — та клетчатка, которая является скелетом всякой растительной ткани. Получают ее простейшим способом в наиболее чистом виде...

Создать сайт
бесплатно на Nethouse